10 июля 1918 г. Народный комиссариат труда РСФСР, чьи функции вскоре перешли к профсоюзам, утвердил «Наказ инспекции труда», регламентирующий деятельность инспекции. В том же году был создан орган по надзору за техникой безопасности. Этот надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц, которые вскоре стали именоваться техническими инспекторами.

26 августа 1966 г. Постановлением ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов) было утверждено Положение о техническом инспекторе труда. Этот документ впервые предоставил техинспекторам право запрещать работу на отдельных производственных участках, станках и машинах, если обнаружены недостатки, из-за которых мог быть причинен ущерб здоровью работающих. На основании представления техинспектора труда могли быть закрыты не только крупные подразделения предприятия, например, целый цех, но и остановлена работа всего предприятия. С 1976 г. технические инспектора труда получили право самостоятельно применять меры административного воздействия (штраф) к должностным лицам. С 1992 г. за профсоюзами в лице технической инспекции труда закреплено право надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране груда.

Только в 1994 г. из состава профсоюзов выделяется Государственная инспекция труда, куда передается государственная часть полномочий в сфере охраны труда. В профсоюзах продолжила действовать собственная система контроля охраны труда. В Свердловской области ее основу сейчас оставляют техническая инспекция труда ФПСО, 23 техинспектора труда областных комитетов отраслевых профсоюзов и более 13 000 уполномоченных труда в профкомах предприятий и учреждений региона.

«Безопасный труд является одним из основных компонентов достойного труда, достижение которого признано стратегической задачей российских профсоюзов, – говорит председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских. – Работа, которая проводится профсоюзами региона в сфере охраны труда, значительно способствует снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это улучшение условий труда на рабочих местах через коллективные договоры и соглашения, которые заключаются работодателем по инициативе профсоюза; это собственные и совместные с прокуратурой, Гострудинспекцией проверки соблюдения законодательства по охране труда; это отстаивание интересов работников в судах; это и научно-практические конференции, социологические опросы, работа в сфере нормотворчества и многое другое. Напомним, что инициатором принятия регионального закона по охране труда была именно Федерация профсоюзов, чьи специалисты подготовили основу для законопроекта. Профсоюзы активно контролируют проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, и уже неоднократно опротестовывали результаты СОУТ в судах. ФПСО продолжает добиваться корректировки федерального закона о спецоценке, основываясь на практическом опыте и способствуя сохранению льгот у работников, трудящихся во вредных и опасных условиях труда. В частности, в 2015 г. Федерация профсоюзов Свердловской области направила обоснованные предложения по изменению в порядок спецоценки водителей городского электротранспорта, которые поддержал Минтруд РФ: изменения были узаконены. Ряд судебных решений в процессах, где интересы работников представляли юристы ФПСО, например, по «Метро Кеш энд Керри», является прецедентным для России, эти решения отразились впоследствии на позиции Верховного суда РФ в пользу предоставления гарантий и компенсаций «вредникам». И сегодня Федерация профсоюзов Свердловской области продолжает комплексную работу по охране труда».