ФНПР отмечает, что увеличение уровня теневой занятости может вызвать дисбаланс на рынке труда. Замещение части официальных работников более дешевой рабочей силой из «тени» способно привести к снижению цены на трудовые ресурсы и постепенному падению уровня официальной заработной платы. В ФНПР подготовили предложения по снижению уровня теневой занятости и направили их заместителю Министра труда и социальной защиты РФ Елене Мухтияровой. 

Предотвратить увеличение уровня теневой занятости может контроль со стороны федеральной инспекции труда - Роструда, однако ее деятельность затруднена из-за ограничений, которые введены постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года (ссылку на постановление). Кроме того, текущий порядок не соответствует ратифицированной РФ Конвенции №81 МОТ об инспекции труда и, более того, положениям Трудового кодекса РФ. 

«Применение к деятельности федеральной инспекции труда постановления №336 фактически вводит мораторий на реализацию статьи 19.1 ТК РФ, в части права государственного инспектора труда выдавать предписания об устранении нарушения части второй статьи 15 ТК РФ, а также на реализацию государственной гарантии по оплате труда работников посредством проведения проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы, не говоря о том, что в целом затруднен гарантированный статьей 352 ТК РФ один из основных способов по защите трудовых прав и свобод», - заявляют в Федерации Независимых Профсоюзов России. 

В ФНПР считают, что снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей любой ценой недопустимо. Тем более за счет нарушения трудовых прав граждан. 

Как профсоюзы предлагают предотвратить рост теневой занятости? 

ФНПР предлагает разработать и внести изменения в постановление №336 в целях осуществления мероприятий федерального государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в части требований к оформлению трудовых отношений, создать упрощенный механизм заключения трудовых договоров и ввести обязательное страхование утраты заработка, в том числе при потере работы.

Упрощенный механизм заключения трудовых договоров

Отсутствие у гражданина работы, необходимость средств к существованию, общее состояние рынка труда зачастую вынуждают гражданина соглашаться при приеме на работу на заведомо невыгодные для него условия, которые навязывает работодатель. В связи с этим ФНПР предлагает установить возможность заключения трудовых договоров в следующем порядке: 

  1. Работник, фактически допущенный к трудовой деятельности, направляет уведомление о факте заключения трудового договора без письменного оформления в заинтересованные госорганы – Роструду, федеральной налоговой службе и государственным внебюджетным фондам. Причем уведомление предлагается формировать и направлять через Единый портал государственных и муниципальных услуг населению, а также Единую цифровую платформу «Работа в России». С этого момента, по умолчанию, трудовой договор считается фактически заключенным на неопределенный срок. 
  2. Далее предполагается, что органы федеральной инспекции труда на основании полученного уведомления информируют работодателя о регистрации факта трудовых отношений без письменного оформления трудового договора. Они предлагают завершить оформление с помощью платформы «Работа в России». 
  3. Для работодателей, которые уклоняются от завершения оформления трудовых отношений, объявляется предостережение и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Если работодатель не согласен с решением Роструда о регистрации факта возникновения трудовых отношений, то он может обратиться в суд. 

На данный момент обращаться в суд, чтобы реализовать свои трудовые права, в частности заключение трудового договора, приходится работнику. Хотя Трудовой кодекс РФ (статья 67) предусматривает обязанность работодателя при фактическом допущении работника к работе оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней.   

Страхование утраты заработка

Как предлагает ФНПР, новый вид социального страхования полной или частичной утраты заработка, в том числе при потере работы, задолженности по зарплате и неполной занятости, должен носить обязательный характер. Его финансирование может осуществляться, например, за счет 1-1.5% налога на доходы физических лиц. Для работников, которые не имеют необходимого страхового стажа, должны быть предусмотрены социальные выплаты за счет бюджетных средств.

В качестве страховщика предлагается определить Фонд пенсионного и социального страхования РФ. По мнению профсоюзов, это позволит обеспечить доступность услуг по страхованию на всей территории страны и гарантировать исполнение обязательств перед застрахованными лицами. 

«Такой подход обеспечит финансовую устойчивость системы страхования, не приведет к возникновению нагрузки на работников или работодателей, позволит существенно повысить уровень доходов и качество жизни граждан как работающих, так и потерявших работу, а также повысит заинтересованность их самих в легализации трудовых отношений», - отмечает ФНПР.