consult yuristКак получить консультацию у юриста ОКП-123?

Члены профсоюзной организации ОКП-123 УЭХК, как работники Уральского электрохимического комбината, так и дочерних и зависимых обществ, ветераны ПОНП могут получить безвозмездные юридические консультации правового инспектора:

  • по телефону: (34370) 5-69-60;
  • на личном приеме по адресу: Дзержинского 4, каб. 215, в часы работы с 08:30 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, предварительная запись желательна.

Кроме того, для удобства членов профсоюза каждый четверг часы приема по правовым вопросам продлены до 19:00.

Прием осуществляет ведущий юрисконсульт ОКП-123 УЭХК Ковалева Людмила Станиславовна.

Задать вопрос юристу
Поле не заполнено
Поле не заполнено
Поле не заполнено
 
 
 

Роструд в Письме от 28.02.2017 N ТЗ/942-03-3 представил разъяснения, согласно которым необходимость проведения медосмотров сотрудников, занятых работой на компьютере не менее половины рабочего времени, зависит от результатов спецоценки или аттестации рабочих мест.

Условия труда на рабочем месте с ПЭВМ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", в том числе факторы производственной среды и трудового процесса не должны превышать допустимые значения. Пунктом 13.1 данного документа установлено, что его требования направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

Согласно п. 1.2 Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01, утвержденной Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 N 162 при эксплуатации компьютера на работника могут оказывать влияние следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • повышенный уровень статического электричества;
  • пониженная ионизация воздуха;
  • статические физические перегрузки;
  • перенапряжение зрительных анализаторов.

На основании п. 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Перечень), медицинские осмотры для названной категории лиц должны проводиться один раз в два года неврологом и офтальмологом с проведением следующих функциональных исследований:

  • острота зрения;
  • офтальмотонометрия;
  • скиаскопия;
  • рефрактометрия;
  • объем аккомодации;
  • исследование бинокулярного зрения;
  • цветоощущение;
  • биомикроскопия сред глаза;
  • офтальмоскопия глазного дна.

В Письме от 07.07.2015 N 01/7890-15-27 "О порядке проведения медицинского осмотра пользователей ПЭВМ" Роспотребнадзор отметил: п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 устанавливает отсылочную норму о том, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Вместе с тем, по мнению Роспотребнадзора, указанные в Перечне факторы учитываются как основания для проведения медицинских осмотров только тогда, когда по уровню своего воздействия они отнесены к вредным и (или) опасным классам. Специалисты ведомства разъяснили, что предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работе с ПЭВМ, должны проводиться при выявлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, результатам СОУТ, данным производственного контроля вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (величина которого превышает допустимый уровень), являющегося вредным производственным фактором (физическим фактором) (п. 3.2.2.4 Перечня).

Вывод, который сделали чиновники, таков: если по результатам проведения спецоценки условий труда не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, в том числе если уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не превышает допустимые нормы, работник не подлежит включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям).

Похожее мнение высказано Рострудом в названном выше Письме от 28.02.2017 N ТЗ/942-03-3: при оптимальных или допустимых условиях труда на рабочем месте в части электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ организовывать предварительные и периодические медосмотры работника работодатель не обязан.

В Письме от 27.09.2016 N 15-1/ООГ-3481 Минтруд отметил, что ПЭВМ, сертифицированная на соответствие требованиям безопасности согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768, не может быть источником вредных производственных факторов, превышающих установленные для них гигиенические нормативы, в том числе повышенной температуры и шума. Следовательно, сотрудники, работающие на таких компьютерах, не должны проходить обязательные медицинские осмотры.

Однако следует заметить, что ранее Минтруд придерживался иного мнения. В Письме от 18.08.2015 N 15-1/ООГ-4397 специалисты ведомства указали, что согласно п. 3.2.2.4 Перечня работники, занятые обработкой информации с использованием ПЭВМ в сумме не менее 50% рабочего времени, должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, вне зависимости от результатов СОУТ.

О необходимости прохождения периодических медосмотров для работающих за компьютером говорилось и в Письме Минтруда РФ от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242.

Кроме того, есть решения арбитров, настаивающих на необходимости проведения медосмотров.

В Определении от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278 по делу N А33-3164/2014 ВС РФ пришел к выводу, что правовое значение для возникновения обязанности по проведению медицинских осмотров имеет сам факт осуществления работ с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени. При этом отсутствие превышения на рабочих местах предельно допустимых уровней электромагнитного поля широкополосного спектра частот по данным аттестации рабочих мест не отменяет обязанность работодателя по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров в отношении соответствующих работников.

В Решении Свердловского областного суда от 25.01.2017 N 72-112/2017 арбитры не удовлетворили жалобу работодателя, оспаривающего акт о привлечении его к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия). Суд особо отметил, что Письмо Роспотребнадзора от 07.07.2015 N 01/7890-15-27 не является источником права. Относительно отсутствия на рабочих местах вредных и опасных условий труда по результатам СОУТ суд указал, что Федеральный закон N 426-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с реализацией работодателем обязанности по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности. Производственный контроль в правоотношениях, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируется специальными нормативными правовыми актами (в частности, СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18).

Итак, работодателю придется самому решить, какими разъяснениями ему руководствоваться. При этом следует помнить, что правило об обязательном прохождении медосмотров сотрудниками, работа которых связана с использованием ПЭВМ большую часть рабочего времени, пока не отменено.

Обратите внимание! Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и работодателей - ИП - в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Впрочем, если в ходе проверки организации инспекторы будут руководствоваться Письмами Роспотребнадзора от 07.07.2015 N 01/7890-15-27 и Роструда от 28.02.2017 N ТЗ/942-03-3, до штрафов дело не дойдет.

  1. Согласно Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 455-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» действие Закона о базовой стоимости необходимого социального набора (восстановление советских сбережений) приостановлено еще на один год - до 1 января 2022 г.

    Базовая стоимость применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств государства, в которые должны переводиться сбережения граждан советского периода. Этот механизм не действует с 2003 г. из-за отсутствия источников финансирования. Поправки вступают в силу с 1 января 2019 г.
  2. Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ внесены изменения в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым гражданин может получить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если у него нет соответствующей задолженности или если он заключил и (или) выполняет соглашение по ее погашению. Указано, что с 1 января 2021 г. это задолженность за период не более чем 3 последних года, которая подтверждена вступившим в силу судебным актом. Соответствующий орган власти региона (управомоченное им учреждение) будет проверять информацию о наличии задолженности самостоятельно.
  3. Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 435-ФЗ  внесены изменения в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым чтобы совет многоквартирного дома смог принимать решения о текущем ремонте общего имущества, требуется не менее 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений. Ранее нужно было набрать 2/3 голосов.
  4. Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» представлен бюджет ПФР на 2019-2021 гг., он будет дефицитным В 2019 г. расходы превысят доходы на сумму более 23 млрд руб., в 2020 - более 21 млрд, в 2021 - более 33 млрд.

    Предполагается среднемесячное увеличение страховой пенсии неработающим пенсионерам на 1 тыс. руб. ежегодно при ее индексации на 7,05% с 1 января 2019 г., на 6,6% с 1 января 2020 г. и на 6,3% с 1 января 2021 г.

    Размер материнского (семейного) капитала в 2019 г. сохранен на прежнем уровне. В 2020-2021 гг. его проиндексируют.

    С 2019 г. тариф страховых взносов на ОПС для основной категории плательщиков составит 22% (вместо 26%).

    На 25% повысят фиксированную выплату к страховым пенсиям по старости и инвалидности для лиц, проработавших не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
  5. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 ноября 2018 г. N 695н  установлены величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2018 года:
    - на душу населения - 10 451 руб.
    - и по основным социально-демографическим группам населения:
    -- для трудоспособного населения минимум составил 11 310 руб.,
    -- для пенсионеров - 8 615 руб.,
    -- для детей - 10 302 руб.

    В сравнении со II кварталом 2018г. общий минимум вырос на 7 руб., для трудоспособного населения - на 30 руб., для пенсионеров - на 32 руб. Для детей же показатель уменьшился на 88 руб.
  6. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» Верховный Суд разъяснил, на кого заводить уголовные дела при нарушении правил охраны труда.

    Взамен выпущенных в 1986 и 1991 гг. Пленум Верховного Суда дал новые разъяснения по уголовным делам о нарушении техники безопасности. Это три статьи УК:
    - нарушение требований охраны труда (ст. 143);
    - нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ (ст. 216);
    - нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (cт.217).

    При нарушении правил охраны труда потерпевшими могут быть не только работники, с которыми заключили трудовые договоры, но и сотрудники, не оформленные официально. Призвать к ответу за это преступление можно руководителей организаций, их заместителей, главных специалистов, специалистов службы охраны труда. Пойти под суд могут также представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или специалисты, которых работодатель нанял по гражданско-правовому договору.

    Состава преступления нет, если несчастный случай произошел с человеком, который исполнял договор бытового или строительного подряда, оказания услуг.

    В каждом случае нужно доказывать не только факт нарушения, но и то, есть ли причинная связь между ним и наступившими последствиями. Важно установить роль самого пострадавшего.